bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Category:

Как я стал идиотом. РАМТ. 11.02.13

«У меня немного убеждений, но одно из них незыблемо. Это убеждение, что число, масса, всегда состоит из идиотов. Впрочем, следует уважать массу, как бы она нелепа ни была, потому что в ней таятся семена громадной плодородности».
Я прерываю цитату, а если кому-нибудь интересно продолжение – отправляю такового к письмам Гюстава Флобера или к программке спектакля в РАМТ.


Пьеса Мартена Пажа поставлена Владимиром Богатыревым.
Что до моего личного отношения к спектаклю – первая его половина, до антракта и даже чуть за него, вполне может быть оценена в 8 баллов из 10 возможных. Пару баллов скидываю за то, что на сцене метельшат немного больше, чем мне хотелось бы – впрочем, спектакль поставлен для детей и юношества, а там повышенная движуха приветствуется. А вот дальше, вплоть до конца спектакля… «Температура» действия начала резко падать, и к финалу для меня лично сошла к совершенному минимуму… Увы, если антракт я встретила практически в восторженной эйфории, то домой собиралась, отчаянно брюзжа из-за почти полной неудовлетворенности…

Попробую объяснить.
Во-первых, про что (потому что пьесу, может, кто из театралов и знает… только вряд ли).
Итак: юный Антуан прожил жизнь в свое удовольствие – а таковым являлось для него постоянное постижение нового-интересного (например, изучение «мертвого» арамейского языка или особенностей творчества малоизвестного, но талантливого поэта), общение с друзьями в кафе, а также редкие точечные заработки (скажем, озвучка жирафа в короткометражном фильме). Так вот: живет Антуан так, как хочет жить, но при этом мучается от того, что никак не вписывается в окружающий его мир. «Ум делает своего обладателя несчастным, одиноким и нищим», - решает юноша и пытается стать идиотом. Или, иными словами, он пытается влиться в массу, стать в ней своим, жить по общим среднестатистическим правилам. Это сложно, ибо мозги «заточены» у него (и у его друзей) по особому – и их индивидуальные взгляды и устремления кажутся представителям среднестатистического окружения по минимуму смешными, по максимуму – отвращающее- неприемлемыми.
Несколько попыток стать таким-как-все заканчиваются неудачно, но знакомый врач рекомендует таблеточки для оглупления… И – всё закрутилось, пошло по штопору вниз-вниз-вниз.

Вот эта – первая – часть понравилась мне просто чертовски!
Не могу сказать, что я уж какая-то очень необычная… но всё-таки в мозгах имеется некое антистандартное отклонение. И, изо всех сил стараясь соответствовать среднестатистическому уровню предпочтений и взглядов, я, нет-нет, да и сбиваюсь (хотя бы в моей любви к театрам… или к чтению) на нечто свое, отдельное и отличное… И тогда окружающие на меня смотрят, как… вот – это я когда-то в одной книжке прочла: «смотрят так, как смотрят на человека, истово собирающего почтовые марки: с завистью и лёгкой брезгливостью».
Посему и метания Антуана мне были близки «на все сто», и то, что начали делать с ним таблеточки – смешило меня безмерно.
Ну вот, скажем, музыка, которую он начал слушать и от взрыва которой синхронно шарахнулись его друзья… Я однажды слушала вживую «металлическую» музыку и поняла, что она и правда дает потрясающий кайф: когда ЭТО перестало грохотать и на минуту настала тишина… это была такая эйфория, такое счастье!
Или – налипание друг на друга, напластование фраз и интонаций из рекламы, сериалов, игровых и прочих шоу… эмоциональный шум, который не дает ничего ни сердцу, ни уму, но давит и давит своей громкостью и настойчивостью
Или – всеобщая религия Макдональдса с одинаковой едой на одинаковых подносах, одинаковыми движениями по распаковке чизбургеров и всасыванию колы через трубочку…

Поскольку это всё разыгрывалось талантливыми РАМТовскими артистами – было очень смешно… и немного грустно от понимания того, что это всё – твоё, это где-то рядом и тебя то и дело затягивает в эту стандартность потребительскими сетями (как ни сопротивляйся – а какое-нибудь шоу смотреть усаживаешься)…

Вот это – первая, понравившаяся мне часть спектакля.

Ну, а дальше – было привыкание юноши к подобной жизни, адаптация в ней и даже преуспевание: попав в брокерскую контору бывшего соученика, Антуан зарабатывает миллион! А потом – еще миллион! И – начинает жить в соответствии с тем, что, как говорится, к тому обязывает… Всё это активно не понравится его друзьям и, забегая вперед, скажу, что они сделают всё, чтобы вернуть Антуана к прежней (нищей) жизни.

В общем, если вначале я, вместе с Антуаном, сопротивлялась стандартизации – то дальше я стала сопротивляться тому, что юношу железной метлой загоняют в его ПРЕЖНЕЕ счастье.
Вот (подумала я) История, Судьба или Ангел-Хранитель (таковой появится – правда, чтобы предостеречь Антуана от пользования среднестатистическими благами цивилизации, но сожрет при этом кучу продуктов из холодильника) взяли парня под белы руки, да повели иным, чем раньше, путём.
И, как всегда сопротивляюсь я попыткам других как-то упорядочить мою, в общем, нелепую жизнь – так стала бы я сопротивляться действию в постановке: группа товарищей, совсем не по просьбе, выкинет из дома всё приобретенное нелёгким (ну, или лёгким, не столь здесь важно) трудом и оставит парня в старой, немодной и нелепой одёжке. И всё это ради того, чтобы он вернулся в милое ИМ, прежнее беззаботное и нищее состояние…

Нет, милые мои, скажем, я сопротивлялась бы и в этом случае. Потому что это – очередное насилие над личностью… может быть, и не идеальной…
Но, по факту: чем работа брокером за миллионы хуже работы по озвучке жирафа за копейки? Чем она позорнее?
Чем наличие в доме американского холодильника хуже отсутствия такового?
(Может, и хуже – только не убедили меня вчера; «не верю» - и всё тут!)

Ну, и к тому же: если, якобы ради его блага, человека кидают под машину, потом связывают, бьют по голове рыбой (это – надо видеть!), то, имхо, это уже откровенное насилие над личностью.
А дальше – уже пошло откровенное враньё. Ибо Антуан, который научился зарабатывать, хорошо одеваться и проч. – это уже не прежний талантливый бездельник. Впрочем, нынешнее его положение отнюдь не означает, что в плюс к арамейскому он не выучит и другой мертвый язык…Захочет – выучит, отринув тусовки с грудастыми дамочками и прочую стандартную лабуду.

Если, конечно, с самого начала юноша нас не обманывал, заявляя о своей нестандартности. А на самом деле, пряча под ней лень и необязательность.

Вот так.
В общем, мне активно не понравилось, как на скорую руку драматург и проч. превратили нормального парня в быдло… И еще больше не понравились методы, какими его притормаживали и направляли в «правильную» сторону.

Но спектакль – неплохой.
И в нем есть прекрасные моменты: скажем, идея о том, что еще во времена неандертальцев прогрессом занимались больные дети: они не могли лихо бегать по лесу и лазать по деревьям, а потому, сидя в пещере, вынуждены были ДУМАТЬ.
И еще: для постоянных зрителей РАМТ это не новость, прочим же скажу – в этот театр надо теперь идти и ради того, чтобы увидеть на сцене Александра Девятьярова. Просто очень замечательный артист… дай Бог ему хорошего будущего в творчестве!



Фото с сайта РАМТ

Tags: РАМТ, прогон, спектакль, театр
Subscribe

  • Женитьба. Театр МОДЕРН. 22.02.21. Прогон.

    Юрий Грымов объединил в спектакле собственно «Женитьбу» Гоголя, «Предложение» Чехова и «Женитьбу Бальзаминова» Островского. А еще весь спектакль…

  • Сказки Гофмана. МАМТ. 10.02.2021.

    С Музыкальным театром Станиславского и Немировича Данченко у меня странные отношения: попала я сюда несколько лет назад совершенно случайно. На…

  • Я. Театр на Юго-Западе.12.02.2021. Прогон.

    Странный спектакль в странном месте. Точнее, место самое обычное для Юго-запада: Арт-кафе. А вот внутри… Фото с сайта Театра на Юго-Западе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments