bertran01 (bertran01) wrote,
bertran01
bertran01

Categories:

Сатирикон и Эрмитаж: Пушкин в двух версиях

Маленькие трагедии Пушкина. Театр Сатирикон. Реж. В.Рыжаков
Пир во время ЧЧЧумы. Театр Эрмитаж. Реж. М.Левитин


Человек предполагает, а обстоятельства располагают…
Посему, предварительно наметив повторный просмотр сатириконовских «Маленьких трагедий» аж на март следующего года, попала на них вчера – меньше, чем через две недели после отсмотренного прогона.
 
Касательно «Маленьких трагедий» - предоставим слово режиссеру, который поведает, что «никогда Пушкин не произносил слова «маленькие трагедии», об этом говорили тысячу раз, у него написано: «опыты драматических изучений». Он, скорее всего, не предназначал эти опыты для театра»…
 
А еще режиссер пишет следующее: «Предвосхищая критиков, скажу, что не раздергиваю Пушкина на кусочки, соединены некоторые произведения Пушкина как раз довольно традиционно. Я показываю жизнестойкость пушкинских произведений — оставляю три строки, по которым вы абсолютно легко восстанавливаете всё произведение. Пушкин — это, в конце концов, одно большое стихотворение, и оно настолько эластично, что срастается несмотря на все купюры».
 
Режиссер, да.
Но только не Виктор Рыжаков, представивший в Сатириконе «Маленькие трагедии Пушкина», а Михаил Левитин, автор эрмитажного спектакля «Пир во время ЧЧЧумы».
 
Это я к тому, что меня сильно удивило не только то, что среднестатистические зрители не ведают о наличии постановки в Эрмитаже (Бог с ними: Эрмитаж – спектакль элитарный, «широкие зрительские массы» могли пройти мимо спектакля малого зала)… но и – откровенное восхищение людей профессионально-театральных…
Фигурная нарезка и склейка пушкинских «драматических изучений» была произведена Левитиным еще несколько лет назад – при этом на прогоне мне иногда казалось, что Рыжаков «списывал» и Михаила Захаровича: фрагменты-то (за редким исключением) в обоих спектаклях взяты одни и те же… правда, в Сатириконе прошли мимо других произведений Пушкина… а уж добавить к стихам солнца русской поэзии обэриутов могли только в Эрмитаже ( в спектакле, сплетаясь с пушкинской «Телегой жизни», звучит «Элегия» Введенского в потрясающем исполнении Владимира Шульги).
 
 
Впрочем, за исключением сходности в текстах и в их «перемешивании без взбалтывания» - спектакли совершенно разные.
Начиная с того, что в Эрмитаже «Пир» играется на малой сцене; в Сатириконе «Трагедии» заняли пространство огромного зала.
Поэтому в Сатириконе озабочены яркостью, громкостью, мощностью эмоционального удара – всё это должно быть донесено до последнего ряда зала-тысячника. В Эрмитаже же работают тончайшими  наноинструментами, и под взгляд артистов (особенно Вальсингама – в этой роли Дарья Белоусова) попадает практически каждый зритель.
 
Я неоднократно писала об эрмитажном «Пире» - начиная с репетиций, на которых посчастливилось присутствовать. Наблюдала, как наполняется ощущением полноты жизни и светом оптимизма, в общем-то, мрачноватое действие – Левитин объяснял тогда, что «чума как жизнь и жизнь как чума, непонятно как началась, непонятно когда кончится, непонятно что тебя ждет, бесконечная серия каких-то трудностей, бесконечный страх, что ты умрешь, что что-то случится с твоими близкими, бесконечные страхи наполняющие жизнь, даже у тех, кто боится лишь, что он денег не заработает»… Да, о спектакле я писала (и пишу) – с ощущением неизбывной радости.
 
Сатириконовские «Трагедии» вошли в мою жизнь вот только-только – и писать мне о них не очень хочется, ибо и яркость картинки, и безупречность пения, и изящество сцендвижения, и даже само потрясение текстами Пушкина для меня перекрывается яростным пессимизмом действия и, особенно, финала.
 
Вот как я понимаю действие (постараюсь покороче).
 
Есть  Константин Райкин. Артист - мэтр, Мастер, гений, Моцарт… Человек, который своим опытом и талантом способен буквально «из миража, из ничего» достать и вылепить нового человека, личность, которая войдет в Историю – пусть не всеобщей жизни, но театра…
И есть молодежь – талантливо-яркая, громогласная, дружно-энергетичная, тоже влезающая в «мираж» за своими героями и выволакивающая их оттуда чуть не за уши… и тут же выбрасывающая на обочину за ненужностью.
Молодежь, которая в два прихлопа, три притопа переиграет того, кто выстрадал свое богатство, кто помнит каждый дублон, из которого оно сложилось… Она играючи снимет с его губ уже выстраданное нутром, но еще не сказанное слово – да и начнет гонять его, как целлюлоидный пинг-понговый шарик от одного к другому…
Они гонят «действий ход быстрей, за эпизодом эпизод», не тонируют слова (некогда!), их любовь – страсть и одновременно пустота… Они ОДИНАКОВЫ – и чтобы их различить, нужно их покрасить (как в детском мультике папа-осьминог покрасил своих совершенно одинаковых дитёнышей):
Во что бы то ни стало на турнире явлюсь я… шапочка и очки «ботаника» - КРАСКА!
Во что бы то ни стало на турнире явлюсь я…  блатные манеры и выкидной нож – КРАСКА!
Во что бы то ни стало на турнире явлюсь я… потерянный голос и повязка на шее – КРАСКА!.......
 
Да-да, они все явятся на турнире – вот только добудут себе новое платье – прочего не нужно…
Они и не заметят, что стаи птиц за окном (почему-то только за одним из трех) словно бы оборотятся сонмом мух… что потускнеют и станут «черно-белыми яркие грузинские ковры…
 
Да-да, «юность любит радость» - так давайте же посмеёмся над сценическими кобрами-горилами-терминаторами, не обращая внимание на забрызганной кровью задник: ведь это всё равно, чем брызнуло сердце – то ли кровью, то ли тёртою морковью…
 
 
Одна из лучших центр спектакля – «Реквием» Моцарта в исполнении… Сальери.
Когда постаревший и ужасно некрасивый Моцарт в выцветшем и давно вышедшем из моды, хоть и аккуратном костюме смотрит на НИХ, молодых, дружных, белозубо-задорных, острозубо-задиристых… Смотрит с улыбкой и одновременно со слезами на глазах, понимая, что – «придут другие, еще лиричнее, но это будут не мы – другие»…
…а тот самый, выстраданный Гением «Реквием» рвется ввысь над тишиной зала…
 
Но поёт-то его – САЛЬЕРИ! И слушают – десятки маленьких «сальерят»… которые тут же после «унылой и протяжной» мелодии обратятся к веселью…
 
 
«В настоящей трагедии гибнет не герой – гибнет хор» - цитирует сатириконовская программка Иосифа Бродского.
Именно так.
Потому что Герой – он давно уже безвозвратно мертв, и хор, «не заметив потери бойца», продолжает веселие и хоровые песнопения.
 
 
А потом будет финал. Когда на авансцене будет  накрыт удивительно красивый стол…  но не будет на нем ни напитков, ни яств… лишь холодный хрусталь да крахмальность салфеток… и  Хор – с безмерно красивыми юными лицами, в изящнейших платьях и костюмах, приблизится к месту пирования – но наиярчайшая вспышка в мгновение сотрет ВСЕХ из списка живущих…
 
В общем, как ты ни живешь – грешно или праведно, с добром или вечной злобой, в радости или постоянном страдании – однажды и тебя из этого списка сотрут. Навсегда. Безвозвратно.
И только тонкий звон бокалов… после – и уже не для тебя…
Так зачем стараться?...
 
 
«Пир во время ЧЧЧумы» в Эрмитаже заканчивается по-другому.
Там – если ты уже стоишь «бездны мрачной на краю», чувствуя страшное «дуновение чумы» - не смей отчаиваться! Улыбнись – сквозь слёзы. Беги – когда нет сил и на один шаг. Вспомни то, что тебе было дорого!
И тогда ты будешь жить долго-долго. Может быть  (если повезет) и целую вечность.
 
«Бессмертья, может быть, залог»…
Subscribe

  • Король Лир. Театр им.Вахтангова. 16.04.2021.

    Я знала, что Корделия и Шут не встречаются друг с другом ни в одной сцене пьесы. Знала и то, что последний исчезает в неизвестном направлении задолго…

  • О-й. Поздняя любовь. ШДИ. 10.04.2021.

    Спектакль поставлен в 2014 году. Я припозднилась с его просмотром. Но довольна, что таки посмотрела: хорош! Единственное: 6-7 лет назад многое в…

  • Однорукий из Спокана. Сатирикон. 12.04.2021.

    Собственно говоря, спектакль я смотрела в энный раз, и практически каждый раз о нем что-то немного писала. Так что нового — немного. Фото:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments